Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /var/www/vhosts/u6975659.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/quality-manager.ru/wp-content/plugins/bbpress/includes/core/template-functions.php on line 316
Диаграмма связей (Mind Map) | Управление качеством

Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (Mind map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Диаграмма связей имеет древовидную структуру, которая может сопровождаться значками, рисунками, а её фрагменты выделяются цветом и соединяются линиями и рёбрами. Отправной точкой для построения является некий ключевой центральный объект, который постепенно обрастает связями с другими подчиненными или имеющими отношение объектами и понятиями.

Правила составления диаграммы связей

источник блог издательства «МИФ»

Универсальный инструмент из книги “Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие”

Построение диаграмм связей стало формализованным методом в начале 1970-х годов благодаря Тони Бьюзену, британскому исследователю мозга, который предложил это как полноценную альтернативу линейному мышлению.

Построение диаграмм связей облегчает доступ к невероятному потенциалу разума, представив мысли через ключевые слова. Это метод организованного мозгового штурма, направленного на понимание того, что вы уже знаете: сначала записывается основная тема, а затем мысли и ассоциации, которые, как побеги, «отрастают» от нее в разные стороны.

При построении диаграмм связей информация не делится по категориям: важно, чтобы она присутствовала в сознании. Диаграмма связей тянется во всех направлениях и привлекает мысли из всех углов зрения. Как только человеческий разум понимает, что может ассоциировать что угодно с чем угодно, он немедленно находит эти ассоциации.

Фиксируя свои мысли на диаграмме, вы можете заняться поиском общих шаблонов и связей, способных объединить, казалось бы, совершенно разные темы и идеи в новую идею или творческое решение проблемы. Основная характеристика творческих гениев — это их склонность необычайно широко распространять свой ассоциативный горизонт. Большинство же из нас обычно эти ассоциативные горизонты сдерживают в духе линейного и все объясняющего мышления, чтобы свести к минимуму воображаемые связи, которые рассматриваются как небрежность и отсутствие дисциплины

Правила составления диаграммы:

1. Тема. Напишите слово или короткую фразу, описывающую суть вашей проблемы, на большом листе бумаги (чем больше, тем лучше). Обведите ее в кружок. При желании можно вместо этого сделать рисунок, отражающий тему. Он может повысить ваши шансы на творческое мышление.

2. Ключевые слова и подсказки. Поэт Артур Генри Холлэм, друг лорда Альфреда Теннисона, отмечал, что гений Теннисона заключался в умении собирать разрозненные фрагменты мыслей и использовать их как темы, вокруг которых кристаллизировалось его творчество. Он брал тему — обычно в виде слова или короткой фразы — и отдавался во власть ассоциаций, идей и образов. Этот процесс порождал поток идей там, где, казалось, они просто не могли бы возникнуть. Ключевые слова позволяют выявить смежные идеи через ассоциации. Можно обнаружить сложные шаблоны ассоциаций благодаря всего лишь нескольким ключевым словам. Например, кап- ля воды способна вызвать в сознании бурный Ниагарский водопад или обширный Атлантический океан. Как можно быстрее запишите ассоциации с центральным словом. Используйте ключевые слова. Не обращая внимания на все слова и фразы, не имеющие отношения к делу, сосредоточьтесь исключительно на выражении сути и том, что пробуждает в вашем сознании эти «ассоциации».

3. Напечатанные ключевые слова. Печатный текст лучше укладывается в сознании и памяти, чем рукописный. Выражайте свои мысли с помощью минимального количества ключевых слов: нужно свести к минимуму хаос и дать себе свободу творческих ассоциаций.

4. Записи всего, что приходит на ум. Заполняйте страницу как можно быстрее, записывая все спонтанные ассоциации, даже если они кажутся малозначительными или смешными. Если вы зашли в тупик, переходите к любой другой мысли на диаграмме и записывайте первые ассоциации на нее.

5. Связи. Связывайте ключевые слова линиями, исходящими из центра: так вы наглядно демонстрируете, как одна мысль соотносится с другой, и начинаете видеть отношения, которые помогут собрать и организовать идеи в кластеры. При необходимости подписывайте дополнительные слова. Наш мозг приучен видеть порядок, и ради этого мы создаем поразительно хитрые конструкции. Психологи свидетельствуют: если поместить людей в комнату, где несколько лампочек случайным образом включаются и выключаются, они быстро обнаружат в этом мерцании какую-то систему и выдвинут теории, предсказывающие, какая лампочка мигнет следующей. Как только человек погружается в мысли на определенную тему, ему становится сложно не строить системы и не делать выводов.

6. Графика. Цвета, картинки и символы помогают проиллюстрировать важные мысли и показывают взаимоотношения между различными участками на карте. Можно назначить цветовые обозначения для ключевых пунктов: самые важные — красные, чуть менее существенные — зеленые и т. д. Или же использовать звездочки, числа или геометрические символы, если это поможет лучше организовать свои мысли. Картинки и абстрактные символы могут стимулировать творческий импульс, воздействуя на правое полушарие.

7. Кластеры. Организуйте крупные кластеры в пределах одной темы. Диаграмма связей на бумаге напоминает то, как разум организует в кластеры идеи в вашей голове. Поэтому разум с большей готовностью воспринимает информацию, содержащуюся на карте. Ее можно зарисовать мысленным взором. После объединения идей в кластеры можно перейти с точки зрения творца на позицию критика, который впервые видит эти идеи. Как критик вы можете подвергать проверке ассоциации, отсутствующую информацию и зоны, где требуется больше идей. Диаграмма связей служит для генерирования идей. Это не поставщик сырья, так что на ней могут отображаться зоны, относительно которых требуется больше информации.

8. Переделка. Первые «деревья» Дарвина были примитивными и фрагментарными. Со временем его диаграммы стали более детальными и разработанными. Точно такому же процессу переделки подвергал свои работы гений Винсента Ван Гога: шел от исходной концепции к завершенному выражению на позднейших стадиях. Он начинал с концептуализации предмета и зарисовывал его за один сеанс, часа за три-четыре. Потом создавал на этот сюжет целые серии картин, пока, наконец, не удовлетворялся результатом. Точно так же благодаря постоянной переделке, улучшении.