Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /var/www/vhosts/u6975659.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/quality-manager.ru/wp-content/plugins/bbpress/includes/core/template-functions.php on line 316
Политика по качеству | Управление качеством

5.3. Политика по качеству

В политике нет случайных слов

Политика по качеству задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.). Также в этом документе указывается, что собирается делать руководство организации для реализации заявленных приоритетов и ценностных ориентаций.

Политика находится на вершине пирамиды документации нашей СМК, этот документ “эссенция” всей системы качества. Ни одно слово в нем не является случайным. Советы и примеры по составлению политики в области качества (политики по качеству) мы собрали в этой статье.

Политика создается руководством организации

Разработка и внедрение СМК это стратегическое решение и поэтому направление для развития должно задаваться руководством компании. Видение руководства компании по поводу дальнейшего развития СМК сосредоточено в политике по качеству.

Политика – это обязательства

Пункт 4.1.a. требует задокументировать политику по качеству, а пункт 5.3.c. прямо указывает на то, что политика по качеству должна содержать «обязательства» «выполнять требования» и «постоянно улучшать эффективность СМК».

Политика по качеству определяет цели компании

Все что вы напишите в политике по качеству должно отразиться в ваших целях по качеству. Поэтому в политике по качеств не должно быть случайных слов.

Например, вы указываете, что «обязуетесь выполнять требования клиента», это означает, что должны быть измеримые цели, которыми можно поверить выполняете вы или нет свое обязательство. Этими целями могут быть – количество жалоб от клиента, возвраты продукции с рынка, опоздания при отгрузке и пр.

В своей политике по качеству вы обязаны указать, что обязуетесь «постоянно улучшать эффективность СМК», вы должны понимать, что эта фраза заставит вас установить цели для каждого процесса выделенного в руководстве по качеству, чтобы вы могли доказать, что они улучшают свою эффективность.

Отличный пример развертывания политики в компании и превращения политики в конкретные цели представлен на сайте www.pdcamethod.com.

Политика по качеству – это открытый документ

Политика по качеству должна быть известна работникам компании Это не значит, что они должны помнить ее наизусть. Но это означает, что они должны понимать, что у компании есть обязательства перед клиентом, и каждый сотрудник понимает, что и его действия влияют на выполнение этих обязательств.

Как правило с политикой по качеству знакомят всех новых работников на вводном инструктаже. А сам документ размещен во всех помещениях компании.

Политика по качеству может меняться

Политика по качеству это не вечный документ. Цели компании могут меняться и руководство может менять политику по качеству. Стандартом определен регулярный пересмотр политики по качеству на собрания по анализу со стороны руководства (см. п. 5.6.)

На нашем сайте вы можете найти примеры политики по качеству, которые полностью соответствуют требованиям стандарта ИСО 9001 (равно и 16949). Не забывайте, что политика тесно связана с такими документами как цели по качеству, руководство по качеству.

Советы

1.

Помните, что политика в области качества – это документ, который должен находиться под контролем. Это означает, что у политики по качеству существуют сроки регулярного пересмотра на актуальность. Как правило эти сроки совпадают с пересмотром целей по качеству и анализом со стороны руководства.

2.

Способы ознакомить сотрудников с политикой по качеству:

  • при поступлении на работу во время вводного инструктажа
  • на общих собраниях
  • на плакатах в общих помещениях компании
  • с помощью брошюр, внутренней газеты, или карточек (на подобии визитных)

Не забудьте продумать, что вы будете делать, если политика измениться? Как изъять предыдущие версии?

3.

Стандарт требует, чтобы организация брала на себя обязательства по постоянному улучшению системы менеджмента качества, к сожалению, новички в качестве часто забывают включить эти слова в текст политики в области качества.

4.

Не забывайте указать те ключевые требования, которым собираетесь следовать. Как правило они сформированы под влиянием интересов ключевых клиентов. Например, если вы служба доставки, то доставка точно в срок и без опозданий важнейший фактор развития вашего бизнеса. И тому подобное, в зависимости от бизнеса, которым занимается ваша компания.

5.

Еще раз проверьте, чтобы заявленные в политике ценности отражались в целях. Возвращаясь к примеру со службой доставки – доставка точно в срок без опозданий – это ценность, значить для этого фактора существует цель (или несколько целей), которые регулярно отслеживаются высшим руководством. Например, процент грузов доставленных точно в срок, количество опозданий, количество дней которые клиент не может получить груз и т.д. Именно эта связь превращает лозунги в конкретные действия добавляющие ценность вашим клиентам и вашему бизнесу.

6.

Пусть политика в области качества будет короткой.

7.

Аудиторы будут спрашивать ваших сотрудников о политике в области качества и о том, как они своими действиями влияют на качество. Поэтому не забывайте напоминать своим сотрудникам, что все что вы делаете, вы делаете в интересах клиентов, и постоянное улучшение качества в области ( добавьте сами чем занимается ваша компания) это дело каждого сотрудника.

8.

Хотя бы раз в году руководство компании должно оценивать этот документ на актуальность. И на то, соответствуют ли заявленные цели, ценности текущему моменту. Может быть компания расширила / сузила сферу интересов и политику можно пересмотреть?

9.

Вопросы, которые задают аудиторы и направления, в которых они «копают»:

  • Как ваша политика в области качества соотносится с целями организации?
  • Как вы знакомите персонал с политикой в области качества? Новый персонал? Изменения в политике в области качества?
  • Что написано в вашей политике по качеству? (такой вопрос задают линейным сотрудникам – рабочим, рядовым клеркам)