Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /var/www/vhosts/u6975659.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/quality-manager.ru/wp-content/plugins/bbpress/includes/core/template-functions.php on line 316
Руководство по качеству. Разбор от А до Я с примерами и иллюстрациями | Управление качеством

Руководство по качеству.
Разбор от А до Я с примерами и иллюстрациями

Мы все любим получать готовые к использованию решения или скачивать отличные примеры не требующие сложных изменений и модификаций, но в реальности мы сами кузнецы своего счастья и никто нам не поможет. Именно так и бывает с теми, кто создает руководство по качеству для своей организации.

Приготовьтесь это длинная статья о том, как сделать “Руководство по качеству”. По сути, она в сжатом виде описывает то, как вы контролируете свои процессы и добиваетесь нужного качества товаров или услуг. Для самых нетерпеливых – вы можете получить пример, готовый к использованию прямо в свой почтовый ящик.

Не забывайте, что по требованиям ISO 9001 и ISO/TS 16949 (см. пункт 4.2.2.) вы должны иметь этот документ. Мы решили по косточкам разобрать каждый обязательный элемент “Руководства по качеству”, уверены, что статья вам понравится и будет полезной.

Что такое “Руководство по качеству”?

Руководство по качеству – это документ, который описывает вашу систему менеджмента качества. В нем любой найдет самую важную информацию о системе управления качеством в вашей компании. Он также играет важнейшую роль во время сертификационного аудита, по нему аудитор получает первое представление о вашей СМК, и отталкиваясь от него планирует дальнейший ход аудита (процессы, документация и пр.).

Этот документ составляется и изменяется вместе с вашей СМК. Методически правильно составлять этот документ последним, когда все процессы и процедуры уже определены и остается только описать их в одном документе.

Стандарт не определяет того, как должен выглядеть документ, с одной стороны вам повезло, с другой всегда есть риск ошибки. Чтобы помочь вам, мы описали наиболее важные части документа в этой статье.

Обязательные элементы “Руководства по качеству”

Если отталкиваться от стандарта ISO, то Quality Manual (Руководство по качеству) должен иметь минимум 3 обязательных пункта:

  1. Область применения вашей СМК (вместе с исключениями)
  2. Действующие процедуры (или ссылки на них)
  3. Описание процессов и их взаимодействие

На этом все. Никаких других требований к руководству по качеству нет.

Совет: вместо того, чтобы перечислять все процедуры и документы вашей СМК в тексте руководства по качеству,сделайте запись в руководстве по качеству, что все действующие процедуры зафиксированы в приложении № __ к данному руководству по качеству. Вы значительно упростите чтение документа, и как правило для обновления приложений вам потребуется меньше времени на согласования и пр. Все же текст руководства по качеству меняется редко и очень неохотно.

Подробнее о содержании и видах руководств по качеству вы можете прочитать в нашей статье “Содержание руководства по качеству”.

Политика по качеству

Политика по качеству задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.). Также в этом документе указывается, что собирается делать руководство организации для реализации заявленных приоритетов и ценностных ориентаций.

Мы подробно писали о политике по качеству в этой статье. Там же вы найдет советы и лайфхаки по составлению политики и ее внедрению.

Цели СМК
Область применения СМК
Исключения
Процессы и их взаимодействие
Измерение процессов
Документация СМК
Ответственность руководства
Представитель руководства
Представитель потребителя
Анализ со стороны руководства