Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /var/www/vhosts/u6975659.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/quality-manager.ru/wp-content/plugins/bbpress/includes/core/template-functions.php on line 316
Документация СМК | Управление качеством

Процедуры СМК

Какие документы вам понадобятся для создания СМК

СМК – это инструмент достижения целей вашей организации. Чтобы избежать вариаций в процессах, и всегда получать один и тот же предсказуемый результат, необходимо стандартизировать эти самые процессы. Собственно ключом к эффективной СМК является несколько простых действий: выявить ключевые для вашего бизнеса процессы и стандартизировать их. О процессах мы уже писали в нашем блоге. В этой статье мы сфокусируемся на документах, необходимых каждой организации и требуемых стандартами ISO.

Стандарты ISO определили необходимый минимальный набор документов, эти документы универсальны, и могут легко быть внедрены в любой организации независимо от ее профиля и размера.

Структура документации СМК

Можно представить структуру документации в виде пирамиды, наверху которой расположены общие для всей организации политика, бизнес-цели, а в самом низу инструкции для сотрудников, бланки и формы.

Мы не будем зацикливаться на картинках и схемах, а сразу перейдем к описанию тех документов, которые вам понадобятся. Для начала перечислим их:

Теперь коротко о каждом из этих документов.

Политика по качеству или политика в области качества

Политика по качеству – это рамочный документ, в котором организация заявляет свои намерения постоянно улучшать свои процессы, работу в интересах всех заинтересованных сторон (от конечного потребителя до владельцев компании).

Политика и цели в области качества – это ориентир для организации. Это направление для дальнейшего развития. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. В основных положениях ISO сказано «Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон». При составлении политики необходимо помнить о требованиях, мы подготовили большой обзор на эту тему.

К составлению политики по качеству нужно отнестись серьезно. Этот одностраничный документ доставляет много хлопот на аудите. Мы подготовили для вас большую статью о правилах составления политики по качеству и также несколько готовых образцов (можете скачать).

Цели по качеству (Policy Deployment)

Итак, у вас есть политика по качеству. Но как эти красивые слова, которые вы записали на бумаге, становятся действиями? Для этого заявленные в политике ценности трансформируют в конкретные цели. Это ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ШАГ во всей системе менеджмента качества. Эффективность СМК – это способность организации достигать своих целей. Чтобы вся организация работала в нужном направлении, цели должны быть известны, регулярно отслеживаться, а в случае «отклонений от курса» должны проводиться корректирующие действия.

Развертывание политики по качеству – процесс вовлечения всего персонала в достижение долгосрочных целей организации. Существует масса хороших примеров того как это сделать. Читайте об этом в нашей статье. Там же вы найдете примеры целей в области качества.

Руководство по качеству (Quality Manual)

Мега-документ, который связывает между собой процессы организации, внутренние процедуры и цели. В нескольких словах об этом документе сказать сложно – его основная цель определить порядок взаимодействия процессов внутри организации и дать ссылку на внутренние документы. Например, в некой организации есть процесс доставки от поставщика, потом процесс временного хранения и доставка клиенту. Так вот руководство по качеству определяет порядок взаимодействия этих процессов, определяет какие документы должны использоваться внутри этих процессов, определяет измеримые цели для каждого их этих процессов. Подробнее читайте в нашей статье «Руководство по качеству»

Управление документацией

Как вы создаете новые инструкции, стандарты, процедуры? Как вы управляете устаревшими версиями? Как отслеживаете требования закона и клиентов, влияющих на ваш бизнес? Именно для ответов на эти вопросы создается процедура по управлению документацией. Как правило на всех аудитах появляются устаревшие версии чертежей, инструкций или выясняется, что сотрудники не знакомы с последними версиями внутренних стандартов. О подводных камнях и наших советах читайте в статье «Управление документацией»

Управление записями

Особый вид документов – это записи. Если документ говорит вам как делать, то записи это подтверждение того, что вы на самом деле делаете то, что должны. Например, у вас есть стандарт о внутренних аудитах, как доказать, что он выполняется? через записи о внутренних аудитах. Или есть правила о подготовке документов на отгрузку. Записи (в этом случае счета и накладные или прочие документы) подтвердят что правила выполняются. Собственно управление записями – это процедура определяющая прежде всего срок хранения записей. Подробнее читайте в статье «Управление записями»

Управление несоответствующей продукцией

Если произошла ошибка, произошел брак. Как вы будете действовать? Что требует стандарт? Узнайте в нашей статье «Управление несоответствующей продукцией». Строго говоря, самый важный пункт – это четкая идентификация бракованной продукции и ее изоляция от потребителя. Лучшая практика того, как внедрить управление несоответствующей продукцией в вашей организации вы найдете в указанной статье.

Корректирующие действия

Проблемы, сбои, «косяки» происходят со всеми. Как сделать так, чтобы проблема больше не появлялась? Ответ в статье «Корректирующие действия». Многие ошибочно думают, что действия нужны только на уровне рядового сотрудника допустившего брак. Это не так. Если процесс не выполняет целей, то требуются корректирующие действия. Необходимо, чтобы владельцы всех процессов, понимали, что от них требуется немедленное реагирование в случае отклонений и борьба с истинными причинами проблемы.

Предупреждающие действия

Как предотвратить проблему? Помните поговорку «Знал бы где упал, соломки подстелил». В нашей статье о предупреждающих действиях мы расскажем об эффективных методиках работы с рисками в организациях.

Внутренние аудиты

Ответ на вопрос, работаем ли мы в соответствии со своими целями и целями клиента, находится в документации регламентирующей правила внутренних аудитов. Это критически важная процедура. От того насколько она эффективно внедрена, зависит то будете ли вы наступать на грабли или нет, эффективны ли вы в достижении целей или нет. Читайте больше в нашей статье о внутренних аудитах

Как видите простой стандарт ИСО не такой уж и простой. Он требует от сотрудников крепких управленческих знаний. Он заставляет идти в ногу со временем и применять лучшие мировые опыты работы. Наш сайт создан для того, чтобы помочь вам разобраться со всеми этими требованиями и дать конкретные инструменты и примеры, которые вы можете начать использовать немедленно.