Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /var/www/vhosts/u6975659.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/quality-manager.ru/wp-content/plugins/bbpress/includes/core/template-functions.php on line 316
Структура и термины стандарта ИСО 9001:2015 | Управление качеством

Новая структура стандарта ИСО 9001:2015

Структура высокого уровня

Согласно «структуре высокого уровня» содержание любых стандартов должно укладываться в десять разделов. В первую очередь это касается стандартов выпускаемых организацией ISO, однако данный подход можно (и на наш взгляд нужно) применять при создании внутренних процедур организации. Структура повторяет логику PDCA,смотрите сами:

  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки;
  3. Термины и определения;
  4. Контекст (среда) организации;
  5. Лидерство руководства;
  6. Планирование;
  7. Обеспечение;
  8. Деятельность;
  9. Оценка деятельности;
  10. Улучшение

Разделы стандарта ИСО 9001:2015

Разделы 0–3 посвящены терминологии, области применения и другой подобной информации, безусловно, важной, но не содержащей конкретных требований к СМК.

Раздел 4 «Организационная среда»

Раздел 5 «Лидерство»

Раздел 6 «Планирование СМК»

Раздел 7 «Поддержка»

Раздел 8 «Операции»

Раздел 9 «Оценка функционирования»

Раздел 10 «Улучшение»

Новые термины стандарта ИСО 9001:2015

Организационная среда организации

«Организационная среда организации». Этот термин является адаптированным переводом английского терминаcontext. Авторы данной статьи уверены, что возникнет немало споров по поводу его правильной интерпретации, и допускают, что будет найден более приемлемый вариант. Сейчас же следует понимать, что организационная среда — это совокупность внутренних и внешних аспектов деятельности организации, относящихся к ее стратегической цели и влияющих на способность ее СМК достигать намеченных целей. Изучение и анализ этих аспектов позволяет лучше управлять СМК организации.

С понятием «организационная среда организации» неразрывно используется термин «соответствующие заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества». Только сама организация определяет соответствующие заинтересованные стороны и устанавливает те их требования, которые к ней относятся, основываясь на том, насколько та или иная заинтересованная сторона влияет на способность организации поставлять продукты и оказывать услуги в соответствии с требованиями потребителей и применимыми обязательными и законодательными требованиями.

Услуги

Термин «услуги» подчеркивает разницу между продуктами и услугами при применении некоторых требований стандарта. Например, соответствие требованиям не может быть оценено и подтверждено перед оказанием услуги.

Документированная информация

Термин «документированная информация» заменяет и обобщает термины «документ» и «запись», используемые в тексте ISO 9001:2008. Если ранее в стандарте четко определялось, в каких случаях организация обязана разработать документированную процедуру, а в каких вести записи по качеству, то теперь в тексте стандарта установлены требования только по ведению документированной информации, а ее вид организация определяет сама. Документированная информация может храниться в любом формате, на любом носителе и быть получена из любого источника. Она может относиться к СМК (включая соответствующие процессы), к информации, созданной для функционирования организации, свидетельствам достижения результатов.

Основные цели управления документированной информацией:

использование документированной информации для связи и коммуникации. Вид и степень подробности документированной информации зависят от продуктов и услуг, производимых организацией, степени формализации системы

коммуникаций, уровня коммуникационных навыков в организации и организационной культуры;

предоставление свидетельств того, что запланированные действия реализованы;

распространение знаний и сохранение опыта организации.

Знания организаций

«Знания организации» — новый термин и требование, являющиеся результатом эволюции требования версии ISO9001:2008 в отношении управления компетентностью персонала. Он подразумевает определение, накопление и поддержание в рабочем, т. е. доступном для организации состоянии знаний, полученных для обеспечения соответствия требованиям поставляемых продуктов и оказываемых услуг. Распределение доли знаний, хранимых компетентным персоналом организации, и доли знаний, хранимых на других носителях, осуществляется организацией.

Внешнее обеспечение

«Внешнее обеспечение», термин которое учитывает все формы получения продуктов и услуг от внешних сторон — таких, как закупки от стороннего поставщика, передача по соглашению с ассоциированными компаниями, передача процессов на аутсорсинг и т. д.