Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /var/www/vhosts/u6975659.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/quality-manager.ru/wp-content/plugins/bbpress/includes/core/template-functions.php on line 316
8D | Управление качеством

8D - метод решения проблем

Когда у вашей организации появляются проблемы, то решить их надо быстро. При этом вам необходимо подходить к решению вдумчиво и не допустить повторного появления проблем, а это требует времени и усилий.

Метод решения проблем 8D помогает решить проблему быстро и профессионально. В этой статье мы внимательно азберем все шаги метода 8D и покажем как вы можете использовать его для решения серьезных проблем.

Происхождение метода 8D

Компания Ford разработала процесс решения проблем 8D (8 Дисциплин) и опубликовала его в своем руководстве «Команда ориентированная на решение проблем» в 1987 году. В середине 90-х в компании решили добавить еще один шаг с номером 0 (ноль) – D0 Планирование. Сейчас процесс является частью глобальных стандартов Ford и называется Global 8D.

Процесс 8D создавался с целью помочь командам решать проблемы по качеству и безопасности, и при этом искать постоянные решения и предотвращать их повторное появление. Несмотря на то, что 8D изначально применялся в автомобильной и аэрокосмической индустрии, он также с успехом может быть применен на любом предприятии.

Метод описан на рисунке ниже. Пропускать шаги нельзя, необходимо последовательно выполнять каждый из них – только тогда метод будет эффективным. 

D0. Планируйте

Прежде чем собирать команду, продумайте ваш подход к решению проблемы. Определите, кто вам нужен для решения, сколько времени у вас есть, какие ресурсы вам нужны, чтобы провести расследование. 

D1. Соберите команду

Сформируйте команду, члены которой обладают навыками необходимыми для решения данной проблемы. Также члены команды должны иметь достаточно времени, энергии для участия в команде 8D. И они должны дать свое согласие на то, что будут участвовать в решении проблемы. Этот commitment с их стороны очень важен для успеха.

Команда с одной стороны должна быть разнообразной, с другой ее не должны раздирать противоречия. Иначе вы будете проводить много времени в спорах, вместо того, чтобы искать решение проблемы. 

D2. Опишите проблему

После формирования команды опишите проблему. Для формулировки проблемы существует множество методик. Мы уже писали о методике 5W2H, но есть и другие методы. Вы можете описать ситуацию в виде блок-схемы или в виде временной линии с основными событиями приведшими к проблеме. 

В этой статье мы расскажем о методе CATWOE, который также можно использовать для описания проблемы.CATWOE – это аббревиатура, ее расшифровку мы приводим ниже. Суть метода последовательно опишите проблему фокусируясь на каждом из слов составляющих CATWOE. Начните с клиентов и двигаетесь до ограничений. 

Customers

Клиенты

Кто является клиентами? Как проблема влияет на них?

Actors

Действующие лица

Кто вовлечен в ситуацию? Кто будет вовлечен в поиск и реализацию решения? Что будет влиять на успех этих людей?

Transformation Process

Процесс

Какие процессы и системы вовлечены в эту проблему?

World View

Взгляд на проблему шире

Как выглядит «большая картина»? И как проблема влияет на эту большую проблему?

Owner

Владелец

Кто является владельцем процесса, который вы собираетесь расследовать? И какую роль они играют в выработке решения?

Environmental Constraints

Ограничения

Какие ограничения есть, которые могут повлиять на решение и успех расследования?

 

D3. Разработайте временные / сдерживающие мероприятия

Т.к. решение проблемы еще не найдено, то есть большой риск, что прямо сейчас проблема повторяется снова и снова. Вам нужно остановить это и принять временные меры к пресечению распространения проблем за пределы вашей организации (к вашим клиентам).

Временными мерами может быть – полная блокировка продукции, дополнительная сортировка, двойной-тройной контроль, усиленные инспекции. Это также может быть установка временных датчиков и работа не по процессу, а по усложненной схеме.

Команда должна решить каким образом остановить распространение проблемы и сделать это. Не фокусируйтесь на причинах проблемы – этим вы займетесь позже. 

D4. Определите и устраните коренные причины

Теперь время поиска коренных причин проблемы. Отдельно об этом шаге мы писали здесь. Используйте для поиска коренных причин диаграммы Ишикавы или другие причинно-следственные диаграммы и инструменты. Дополнительно всегда пробуйте обнаруженные причины «на зуб» и используйте метод «5 Почему?». 

Важное замечание! Необходимо искать не только причину возникновения, но и причины, по которым брак дошел до потребителя. В англоязычной литературе это называется escape path, т.е. «путь побега». Пренебрегать этим поиском escape path не стоит, часто можно обнаружить не просто пробелы, а настоящие дыры, через которые некачественная продукция попадает на рынок. 

Когда причины найдены, разработайте решение. Все члены команды должны согласиться с ним. Если есть противники решения, то имеет смысл записать их опасения и отдельно поискать решения для их устранения. 

D5. Разработайте корректирующие мероприятия

Если коренные причины установлены верно, то корректирующие мероприятия очевидны. Если команда «плывет» и не может четко выработать решение, то вернитесь на 1 шаг назад к определению коренных причин.

Очень важно проверить выбранные мероприятия на небольшом участке, прежде чем их внедрять. Необходимо исключить негативное воздействие выбранных мероприятий. Мы составили небольшой список требований к корректирующим мероприятиям

  • Они не должны влиять на производительность вашу (оборудование, люди) и ваших постащиков
  • Стоимость решения не должна превышать стоимость проблемы
  • Время внедрения должно быть разумным (время тоже стоит денег + стоимость временного решения выбранного на шаге 3)
  • Не забывайте про обучение людей
  • Требуется ли уведомить ваших клиентов об изменениях в процессе (если таковые есть) 

D6. Внедрите выбранные мероприятия

Внедрите мероприятия, которые были выбраны на предыдущем этапе. На этом шаге важно просто сделать то, о чем вы договорились. Используйте списки дел и регулярно отслеживайте их статус. 

D7. Разработайте предупреждающие мероприятия

После того как вы внедрили мероприятия и убедились, что они решили проблему, соберите команду вместе и разработайте мероприятия по предотвращению появления данной проблемы в будущем. В новой версии стандарта ИСО 9001:2015 работе с рисками уделяется особенное значение и место. Вам необходимо уметь управлять рисками, и именно предупреждающие мероприятия и есть это управление (по крайней мере важная часть этого процесса).

Как правило предупреждающие меры связаны с обновлением стандартов и инструкций. Это влечет за собой необходимость в обучении. А следом появляются новые пункты в чек-листах внутренних аудитов.

Используйте связку Карта процесса -> FMEA -> Control Plan -> Work Instruction для последовательного внедрения управления выявленных рисков в ежедневную практику. 

D8. Поздравьте команду

Важный шаг, которым часто пренебрегают – поздравьте свою команду. Соберите их всех, и скажите о вкладе каждого из членов команды в решение проблемы. Будьте искренни. Пусть ваши слова будут личными. Позвольте всем высказаться. Это должен быть свободный обмен мнениями, который должен завершиться на позитивной ноте. Если позволяет бюджет вашей организации устройте небольшую cake partyб выпейте вместе кофе. Празднуйте вместе!